Спорт-Экспресс в Украине > Другие виды > Велоспорт > Любомир ПОЛАТАЙКО: "Не удача приносила мне медали, а умение трудиться". Велотрек. Чемпионат мира

Любомир ПОЛАТАЙКО: "Не удача приносила мне медали, а умение трудиться". Велотрек. Чемпионат мира

04.04.12, 09:00   Просмотров: 18781878 Комментариев: 0 0

Фото Любомир ПОЛАТАЙКО: "Не удача приносила мне медали, а умение трудиться". Велотрек. Чемпионат мира
Фото из архива "СЭ"

О том, чего ждать от украинских велогонщиков в Мельбурне, о причинах спада результатов в мужской команде и подъема в женской, в интервью «СЭ» рассказал Любомир Полатайко. Еще пару лет назад опытный крымчанин сам колесил по полотну трека, собственно с его помощью наш квартет показал один из лучших своих результатов в командной гонке за последние несколько лет - 4.04,776, остановившись в шаге от четверки финалистов чемпионата мира в Копенгагене-2010. Сегодня обладатель четырех наград мировой пробы - золота Антверпена-2001, серебра и бронзы Бордо-2006, а также вице-чемпионского титула в Пальма-де-Майорка-07 уже не выступает, но велоспорт не покинул - стал старшим тренером сборной команды Украины.

- Какие дни, как правило, являются самыми тяжелыми в плане акклиматизации? - корреспондент «СЭ» поинтересовался у Любомира Полатайко, не раз выступавшего в Австралии.

- Я лучше всего чувствовал себя, когда находился больше двух недель в Австралии. У меня такие периоды были на Олимпиаде-2000 в Сиднее и на чемпионате мира-2004 в Мельбурне. Примерно на двадцатый день наступало состояние девяностопроцентной готовности, если сравнивать с ощущениями в более привычных европейских условиях. Даже десяти дней лично мне было слишком мало, чтобы почувствовать себя на пике формы. Втягивался в режим более-менее нормально, но просыпаться все равно почему-то было очень сложно. И долго не покидало ощущение тяжести в ногах.

- Расписание чемпионатов мира традиционно составляется по одной и той же схеме. Что будет значить для европейского спортсмена утренняя квалификация и вечерняя серия финальных заездов по австралийскому времени?

- С квалификацией как раз все нормально. Утро по местному времени - это вечер по-нашему. А вот с финальными заездами гораздо сложнее, поскольку они попадают даже не на раннее утро, а на время нашего сна. И даже если период адаптации прошел нормально, организму все равно тяжело выжать из себя максимум.

- Hisense Arena, более известная под своим старым названием Vodafone, вам наверняка хорошо знакома. Насколько она скоростная, какие имеет особенности?

- В Мельбурне я выступал трижды - два раза на Кубке мира и один на чемпионате мира-2004. Полотно достаточно хорошо выкатано, высокие результаты там показывали хозяева трека. Да и наша команда проехала 4.05 в 2004 году в полуфинале, где мы схлестнулись со сборной Австралии. Тогда еще командную гонку проводили в три заезда, а не так как сейчас. В каком составе мы выступали? Я ехал в квалификации, а в финале команда выглядела так - Попков, Дюдя, Кононенко и Загородний. 

- Мировых рекордов на этом чемпионате стоит ждать или же спортсмены будут экономить силы перед Олимпиадой?

- По моим ощущениям, если рекорды не побьют, то, по крайней мере, к ним вплотную приблизятся. Австралийцы показали очень высокий результат - (3.54, 615 - Прим.А.С.) на четвертом этапе Кубка мира в Лондоне. Не думаю, что они будут экономиться дома. Англичане и русские тоже готовы побороться за золото. Таков мой прогноз.

- А за что мы будем бороться?

- Реально за место в шестерке.

- На Кубке мира-2010, который проходил в Мельбурне, четверка в командной гонке преследования закрылась на показателе новозеландцев - 4.04. А какой результат нужно будет показать на мировом первенстве, чтобы пройти квалификацию?

- Я думаю, что в этом году четверка закроется уже на 4.00. А может, и быстрее.

- За исключением Александра Лобова, вы со всеми гонщиками выступали в одной команде - и с двумя Виталиями - Щедовым и Попковым, и с Максимом Полищуком. Кто в нынешней команде будет исполнять роль четвертого замыкающего, которая принадлежала вам на чемпионате мира в Копенгагене-2010?

- В Копенгагене был один из последних лучших моих результатов. С 4.04 мы заняли пятое место. После того чемпионата мира многие опытные спортсмены, в том числе и я, оставили спорт. Лобов - молодой перспективный парень, уже прошел определенный адаптационный период в команде. Именно он и должен четвертую позицию занимать, и, думаю, чемпионат мира это подтвердит.

- А какие обязанности лежат на человеке, который едет в командной гонке четвертым номером?

- Он должен все время поддерживать скорость. Первый и второй выступают в роли разгоняющих, они очень много сил тратят. А функция четвертого номера заключается в том, чтобы не гасить набранную ими скорость, а только наращивать. То есть ехать до конца, не сбавляя темпа.

- Наши мужчины завоевали право выступать только в четырех дисциплинах из десяти на предстоящем чемпионате мира. Мы стали заложниками сложной системы отбора или же это объективная реальность, и мы на сегодняшний день конкурентоспособны только в спринте, кейрине, мэдисоне и командном преследовании?

- На данном этапе - это объективная реальность, учитывая то, в каком составе мы готовились к Мельбурну. В сборной сейчас очень маленькое количество спортсменов и это не позволяло выполнять ту задачу, которая на тренировках ставилась перед ребятами. Это одна из причин наших низких результатов, по крайней мере, в этом сезоне.

- Может, попытаетесь объяснить, каким образом на фоне сдавшей позиции мужской сборной, наши женщины сумели квалифицироваться во все виды программы чемпионата в Мельбурне?

- По количественному составу, в котором женская сборная готовилась к мировому первенству, мужская уступала ей в два с половиной раза. Это один из немаловажных факторов. Определенная доля ответственности за это лежит еще и на тренере. Он не должен был допускать ситуацию, в которой мы сейчас оказались.

- В женской командной гонке у нас заявлено четыре спортсменки, и одна из них Любовь Шулика. Каковы плюсы и минусы присутствия в дисциплине группы темпа записного спринтера?

- Я наблюдал за введением женской командной гонки в программу чемпионатов мира и кубков. Шулика была одной из первых, кто пробовал себя в этой дисциплине. Сергей Николаевич Базин, считаю, не ошибся в выборе. Люба оправдала надежды и выглядела ничуть не хуже, чем девочки из группы темпа.

- Леся Калитовская назвала одно из последних нововведений - велотрековое многоборье - омниум - «двумя днями издевательства над организмом». Вы с ней согласны?

- Я сам никогда не стартовал в омниуме. Согласен, что это достаточно сложная дисциплина. Но не стоит делать такие серьезные заключения, дескать, это издевательство. Ведь другие ребята и девочки справляются, все зависит от уровня подготовки. В Лесе, скорее всего, больше говорили эмоции, когда она характеризовала свое выступление в омниуме.

- В современном мире ведь ничего просто так не делается, кому-то же было выгодно, чтоб ряд традиционных дисциплин исчез из олимпийской программы и там появился, скажем, тот же омниум?

- Это выгодно тем странам, которые показывают высокие результаты в велосипедном спорте на треке, тем же австралийцам и англичанам. Хотя это лишь мои догадки, достоверной информации нет. Но могу вас заверить, что очень многим эти изменения не понравились. Если брать в процентном соотношении, то недовольных процентов 80!

- То, что в программе Олимпийских игр в Лондоне остался только один чисто темповый вид, как-то повлияло на ваше решение завершить карьеру?

- Нет, пока тренировался, всегда был уверен в своих силах в командной гонке. Последние годы это был мой стабильный вид, помимо него, я еще выступал в мэдисоне. Меня огорчили изменения в олимпийской программе, но не настолько, чтобы уйти из спорта. Просто я понял, что уже не выполняю тот объем работы, который мне приносил высокие результаты. Я посмотрел правде в глаза. В велоспорте надеяться на божественное вмешательство нет смысла, прежде всего нужно работать. Но мы взрослеем, появляются жена, дети, многое в нашей жизни начинает отвлекать внимание от спорта, что приводит к падению результатов. Я все это прекрасно видел и не стал себя больше мучить и утешать тем, что все изменится. На удачу я не рассчитывал, потому как знаю, что результат мне приносила не она, а мое умение работать. Я остался в той же стихии, являюсь старшим тренером сборной команды Украины. Но так как на чемпионат мира поехало только четыре спортсмена группы темпа, отправлять тренерский штаб в составе четырех человек было нецелесообразно. В Мельбурн полетели доктор, механик и главный тренер Виктор Осадчий.

- В Крыму у вас ученики есть, может быть, собственных детей тренируете?

- Нет, я работаю только со сборной. Сын пробовал заниматься. Я следил за ним и понял даже раньше, чем он успел мне сказать об этом, что велоспорт - это не его. Я сказал, что настаивать не буду. И сын у меня стал музыкантом, играет на гитаре, это у него лучше получается.

- Когда в последний раз брали в руки свои четыре награды с чемпионатов мира?

- Моя супруга их вывесила в гостиной на барной стойке, они всегда у всех на виду.

- А какая из них вам больше всего душу греет?

- Все четыре. Первой в моей коллекции была золотая медаль, но каждая последующая, хоть и не была высшей пробы, становилась все дороже. Независимо от того, второе место я занимал или третье, потому что достигались эти успехи непосильным трудом.

Анна САВЧИКСпорт-Экспресс в Украине

Невероятно, но факт:
 
Читайте также:
 
Материалы по теме:
Другие новости:
 
Комментарии
Еще никто не комментировал.
Добавить
Имя
Комментарий
- введите код с картинки (с учётом регистра)
 
Спорт. Реклама
Книга о Суркисе
Социальные сети
Наши партнеры

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Людина року
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Наши друзья
Прессинг
Динамо Киев от Шурика